Стоматологический центр
Передовые технологии,
мастерство, отточенное временем!
  • +7 (499) 110 18 04
  • +7 (499) 500 90 90
  • Ортодонтия
  • +7 (499) 110 18 01
  • Косметология + ЛОР
  • +7 (499) 110 18 02
1 год 7 лет 25 лет 45 лет 60 лет

Речевая активность детей

логопед Семейного стоматологического центра Диал-Дент Т.Б. Цукор

Логопед Семейного стоматологического центра Татьяна Борисовна Цукор в своей статье рассказывает, как формируется речь, что бывает, если есть отклонения в этом процессе, раскрывает взаимосвязь речевой активности и возникновения ортодонтических проблем (нарушений прикуса) и отвечает на частые вопросы родителей: «Когда ребенок начинает говорить?» и «Ребенок не говорит, что делать?».

Этапы формирования речи

Классическая логопедия выделяет 5 этапов формирования речи. Давайте рассмотрим эти этапы внимательнее (обратите внимание, что все сроки и длительности этапов достаточно приблизительны и определяются специалистом-логопедом после индивидуального осмотра ребенка):

Доречевой период. В этот период у ребенка появляются первые голосовые реакции (гуление, лепетание, крик). Гуление можно услышать в 3-4 месяца, лепет — в 5-6 месяцев. Эти звуки еще не являются речью, но, тем не менее, у ребёнка идет активная работа по развитию артикуляционного и речевого аппаратов. Контакт со взрослыми людьми или старшими детьми приводит к тому, что голосовые реакции малыша приобретают более выразительные черты. Появляются новые модуляции, интонации, тона. Дети очень рано (после полугода) начинают понимать обращенные к ним интонации и различать тембры. Доречевой период длится примерно до года. Таким образом, на вопрос «Когда ребенок начинает говорить?», мы можем ответить — в возрасте около года, но обратите внимание, что это не будет речью в привычном для нас понимании!

наблюдение логопеда за формированием речи у детей

Первый период формирования речи. Во время этого этапа у ребенка появляются первые «слова» активной речи. Обычно это происходит в возрасте 1 года. Кавычки говорят о том, что первые слова могут состоять из нескольких звуков и часто дополняются активной мимикой или выразительными движениями ребенка. Например: муууу (корова), биби (машина) и т.п. Некоторые дети могут повторять ударный слог в сказанном им слове: ма (мама), па (папа), ка (каша). Чем дальше, тем более усложняются структуры. Первый период формирования речи длится примерно до 2 лет. Ближе к двум годам в речи могут появиться первые фразы из 2 слов. У девочек это происходит обычно в возрасте 1,5-1,7 лет, у мальчиков чуть позднее к 2 годам.

Если ребенок в год не говорит, надо посмотреть, не предъявляете ли вы слишком высокие требования к способностям малыша. Если в речи есть звукоподражание, ребенок может донести до вас хоть что-то словами — просто подождите немного. Также проанализируйте свою речь — как вы общаетесь? Говорите медленно, внятно, спокойно, немного нараспев, чтобы ребенок хорошо расслышал звуки? Читаете малышу детские стихи, потешки и т.п.? Обращаете внимание ребенка на новые предметы, даете их изучить, пощупать, повторяете несколько раз название? Если на все эти вопросы вы ответили утвердительно, кроме этого, вы уделяете много внимания развитию малыша, и ребенок не говорит в 2 года, то обратитесь с этим вопросом к детскому неврологу или логопеду. Лучше развеять сомнения, обратившись к опытному специалисту, чем переживать и волноваться, почему ребенок не говорит. Чаще всего задержка речевого развития может быть вариантом нормы, но иногда ребенку все-таки нужна помощь. Что именно нужно в вашем конкретном случае — лучше всего определит специалист.

Второй период формирования речи. Этот бурный период характеризуется усложнением фонетических и лексических конструкций. В речи ребенка появляются слова из 2-3 слогов (могут присутствовать искажения звуков). Ребенок все активнее повторяет то, что слышит вокруг (именно поэтому так полезно читать и постоянно разговаривать с ребенком) и постепенно отказывается от лепетания. Вместе с появлением новых слов расширяется круг представлений. Чаще всего этот этап приходится на первое полугодие третьего года жизни ребенка. Если ребенок не говорит в 3 года, то это повод начать занятия у логопеда (если исключены нелогопедические причины задержки речи).

Третий период формирования речи. Этот период характеризуется появлением в речи малыша сложных слов из трех и более слогов (сначала с проглатыванием звуков и сокращением) и началом устойчивого произношения звуков. Этот этап можно назвать наладкой или уточнением звукового восприятия. В этот период ребенок начинает говорить предложениями. Этот период приходится на возраст 2,5-3 года. Зачастую первый, второй и третий периоды имеют смазанные границы и могут сливаться в один этап.

Четвертый период формирования речи. Улучшается способность к произношению сложных слов, предложений, завершается этап формирования правильного произношения. Именно в этом периоде возникает активное словотворчество. Этот этап приходится на возраст 4-5 лет. Чистая речь без нарушенного звукопроизношения обычно устанавливается к возрасту 5-5,5 лет.

консультация логопеда в Диал-Дент

Каждый отдельный случай «почему ребенок не говорит» нужно рассматривать индивидуально со специалистами. В некоторых случаях в этом могут быть виноваты проблемы неврологического характера, дефекты слуха либо проблемы, связанные с дисфункцией языка (подробнее об этой проблеме чуть ниже).

На что влияет речевая активность детей?

«Речевая активность влияет на форму зубной дуги и структуры верхней челюсти, особенно на свод нёба», — утверждает профессор Рудольф Славичек. Думаю, данное утверждение известного во всем мире гнатолога и автора собственной теории окклюзии ни у кого не вызывает сомнений. Язык — достаточно сильный мышечный орган, оказывающий давление на зубную дугу весом около 500 г. Следовательно, в случае выраженной дисфункции языка, смещается точка приложения этой силы, что и вызывает изменения прикуса.

речевая активность детей и прикус

Нарушение речевой активности, конечно, относится к дисфункции языка. Почему? По той причине, что этот дефект подразумевает малую подвижность языка и его неправильное положению (низкое, призубное или межзубное), как в момент говорения, так и в состоянии покоя. Речь идёт, в данном случае, о средней и низкой степени речевой активности. В свою очередь, ни при одном из выше перечисленных положений язык не выполняет функцию поддержки нёба, что вызывает его деформацию.

Формирование речевой активности

Что же следует понимать под речевой активностью?

  • Во-первых, начало возникновения речи. Нормой считается появление первых слов у ребёнка в 1 год, а начало фразовой речи (ребенок говорит предложениями, а не словами) около 1,5 лет. Если у малыша запоздалые сроки возникновения речи (в 3 года или позднее), то он попадает в группу ортодонтического риска. Патология прикуса практически неизбежна!
  • Во-вторых, речевая активность может рассматриваться и с психологической точки зрения. Если коротко, то у интровертов больше шансов заполучить неправильный прикус, чем у экстравертов. Как правило, речь — это всегда вопрос собственной инициативы, наличия потребности в самовыражении. Если ребёнок имеет проблемы в реализации высказывания, то родители должны знать, что данные особенности в общении поддаются коррекции.
  • В-третьих, учитывается уровень владения языком. Дефектное произношение звуков, сложности в выборе подходящего слова или выражения, соответствующих ситуации, страхи быть неправильно понятым, иногда приводят к снижению самооценки, и ребёнок превращается в молчуна вторичной природы.
речевая активность детей и прикус

Вот такой букет речевых и психологических проблем может повлиять на эстетику прикуса. Раннее обращение к специалисту-логопеду позволит «разговорить» ребёнка и предотвратить нежелательные осложнения! Итак, экстраверты, звоните! Интроверты, пишите! Не выращивайте проблему!


Запишитесь к специалисту онлайн...