Стоматологический центр
Передовые технологии,
мастерство, отточенное временем!
  • +7 (499) 110 18 04
  • +7 (499) 500 90 90
  • Ортодонтия
  • +7 (499) 110 18 01
  • Косметология + ЛОР
  • +7 (499) 110 18 02
1 год 7 лет 25 лет 45 лет 60 лет

Коррекция дисграфии в «Диал-Дент»

Статья логопеда-психолога Т.Б. Цукор

Дисграфия — это комплекс специфических расстройств функции письма у человека. Как понять, что у ребенка дисграфия? Простой пример. Ваш ребенок пошел в школу, и со временем вы отмечаете, что у него появились сложности с письмом. Чаще всего это обнаруживается при выполнении заданий по русскому языку, и одновременно с этим ученик может демонстрировать успехи в математике. Многие родители начинают ругать ребенка, заставляя несколько раз переписывать упражнение, но не получают должного результата.

Если вы замечаете, что в ошибках вашего ребенка есть некоторая последовательность или специфика, то возможно речь идет о дисграфии.

Возможные ошибки при дисграфии:

  • пропускает буквы (гласные или согласные)
  • не дописывает окончание слова
  • переставляет местами слоги в словах
  • пропускает слоги
  • путает между собой буквы, имеющие общий элемент, например, письменные «б» и «д», «и» и «ш»
  • заменяет буквы, обозначающие парные звуки: «б» на «п», на «т» на «д», «з» на «с» и т.п.
  • пишет все слова в предложении слитно
  • не выделяет заглавную букву в начале предложения и «не видит» точки

Причина кроется не в невнимательности, а в не сформированности навыков и представлений об образе буквы, о составе слога, слова и предложения. При дисграфии совершенно бесполезно заставлять ребенка по много раз переписывать слово, чтобы запомнить правильное написание, или побольше читать. Излишняя нагрузка только отвратит от учебы. Правильнее будет обратиться к логопеду, который имеет опыт работы с подобным нарушением. На индивидуальных занятиях логопед, проанализировав тетради ребенка и выяснив вид дисграфии, поможет ребенку исправить все ошибки.

Виды дисграфии

Артикуляторно-акустическая дисграфия

Чаще всего школьник с артикуляторно-акустической формой дисграфии имеет дефекты звукопроизношения и фиксирует эти ошибки на письме. Этот тип дисграфии связан с нарушением звукопроизношения, артикуляции, восприятия фонем.

Коррекция артикуляторно-акустической дисграфии будет заключаться в исправлении звукопроизношения и дальнейшей коррекции письма. Логопед будет работать над исправлением дефектных звуков и формированием правильного фонематического восприятия. После успешного завершения первого этапа работы можно переходить к коррекции письма с опорой на правильное проговаривание.

Акустическая дисграфия

При акустической дисграфии ребенок на письме путает буквы, близкие по звучанию (например, д-т, б-п, в-ф, з-ж, с-ш, xц-с, е-и, ц-т и т.д.). А также «не умеет» обозначать мягкость согласных звуков. При этом ошибок в устной речи нет.

дисграфия и ее коррекция с участием логопеда

Коррекция акустической дисграфии    

Коррекция акустической дисграфии ведется вокруг звуковых восприятий ребенка. Яркие представления о фонетических характеристиках звука и их сравнение друг с другом помогут зафиксировать и запомнить правильное употребление букв. От коррекции устной речи логопед переходит к коррекции письма.

Дисграфия на почве нарушения анализа и синтеза

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза встречается у детей наиболее часто. Вы можете определить этот вид дисграфии по типам ошибок:

  • пропуск букв/слогов;
  • недописывание слов;
  • перестановка букв/слогов;
  • лишние буквы в слове или повторы букв/слогов;
  • контоминация (новое слово из слогов других слов);
  • объединение слова с предлогом;
  • разделение приставки со словом.
дисграфия и ее коррекция с участием логопеда

Коррекция дисграфии

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза должна проходить комплексно. В основе работы лежат следующие занятия по коррекции дисграфии: соединение двух гласных звуков, соединение гласного-согласного звуков, повторение цепочки звуков или слогов, определение места звука в слове, составление слова из разрозненных букв и так далее. Также много внимания уделяется звуко-буквенному анализу и развитию способностей анализа и синтеза слов. Большое внимание уделяется расширению словарного запаса.

Аграмматическая дисграфия

Этот тип дефекта связан с недостаточным развитием грамматического строя речи. Ошибки появляются на разных уровнях письменной речи: на уровне слов ребенок может путать окончания, на уровне словосочетаний нарушать согласование слов и так далее. Ребенок не понимает правил изменения слов по числам или родам. Падежи вообще становятся камнем преткновения, не говоря уже о спряжении глаголов. «Возраст» появления аграмматической дисграфии — 3-4 класс школы.

Аграмматическая дисграфия упражнения

В первую очередь логопед работает над исправлением ошибок в устной речи. Отрабатывает с ребенком падежные, родовые окончания, особенности употребления предлогов. Логопед создает яркие представления у ребенка о составе предложения. Ребенок изучает схемы предложения, отрабатывает навык составлять предложение по схеме. Логопед работает над развитием способностей конструирования фраз и связных высказываний с переходом к письменной речи. Большое внимание уделяется расширению словарного запаса.

Оптическая дисграфия

Оптическая дисграфия формируется из дефектов зрительного анализа. Основные типы ошибок:

  • зеркальное написание букв (допускается в дошкольном возрасте);
  • недописывание или добавление лишних элементов букв;
  • пропуски элементов.
дисграфия и ее коррекция с участием логопеда

В работе над оптической дисграфией я использую авторские разработки, подбирая каждому ребенку индивидуальное задание и специально подобранный речевой материал.

Дисграфия устранение

Задача логопеда не решить сиюминутную задачу, а дать ученику «удочку», которую он будет использовать в разных новых ситуациях. Например, ребёнок написал не «ворона», а «врна». Учитель, как правило, попросит выучить как пишется это слово, прописав 2 строчки слова правильно. Ребенок может и выучит ЭТО слово, и в следующий раз напишет его правильно, но допустит ошибку в слове «ворота», написав его «врта», и так до бесконечности!!!

Как работает логопед? Он анализирует общую ситуацию по тетрадям ребёнка и вычленяет наиболее типичные ошибки, например, это пропуски гласных. В этот случае логопед объяснят из чего состоит слово, что есть гласный звук для слога и почему нельзя его пропускать. Используются анаграммы, фонетический анализ слов и т.п., чтобы привлечь внимание ребёнка к составу слова.

Подводя итог, отметим, что дисграфия хорошо поддается коррекции, особенно при своевременном обращении. Приходите ко мне на прием, где я проведу диагностику дисграфии, составлю план занятий. Логопед может задавать домашние задания, исходя из суммарной нагрузки, которую имеет ребенок.

занятия с логопедом в Диал-Дент

Длительность занятия, состоящего из различных видов деятельности, составляет 1 час. С учётом возраста и индивидуальных особенностей ребёнка в занятие включены подвижные игровые элементы, что позволяет ребёнку не уставать и быть активным на протяжении всего времени. Частота занятий варьирует от 1-2 раз в неделю. Минимальный курс — 10 занятий.

Стоимость коррекции дисграфии 1 занятие: 3900 рублей.

Помимо логопедических занятий логопед анализирует стрессовый и психологический уровень состояния ребенка, чтобы определить, не является ли дисграфия следствием перегруженности ребенка. Хорошим дополнением к логопедическим занятиям могут стать сеансы массажа и остеопатической коррекции, которые ребенок может пройти в клинике «Диал-Дент» до или после занятий у логопеда.

Помните, своевременное обращение к логопеду сохранит вашему ребенку спокойствие и уверенность в своих силах.



Запишитесь к специалисту онлайн...